мастерок - все для настоящего мастера.
главная стены статьи контакты типы стекол

Освещение Никольского Морского собора в Санкт-Петербурге



Никольский Морской (полное официальное название — Военно-морской собор Явления Христа и Св. Николая) собор — одна из самых представительных церквей Санкт-Петербурга. Собор был построен в 1752—62 гг. по проекту архитектора С. Чевакинского в стиле рузского барокко. Идея выполнить наружное освещение собора появилась у двух итальянских организаций, имеющих прочные связи с северной столицей — Национальной ассоциации производителей осветительного оборудования ASSIL и компании АЕМ из Милана. Компании АЕМ было поручено разработать проект ночного освещения собора с учетом его эстетического значения для города и при условии сохранения прилегающего сквера и пешеходных зон, а членам ассоциации ASSIL — поставить в Санкт-Петербург для передачи в дар городу необходимое оборудование.

Проект освещения собора имел особую важность из-за сложности самого здания, которое состоит из множества конструкций, имеющих большое символическое значение. После тщательно проведенных исследований проектировщики фирмы АЕМ нашли блестящее решение, плод длительного опыта и творческого потенциала. Архитектурное свещение колокольни собора, торжественно открытое 9 октября 1998 года, было осуществлено при содействии городской администрации и при сотрудничестве Института внешней торговли Италии (И.Ч.Е.) и Генерального консульства Италии в Санкт-Петербурге. Установлено оборудование, предоставленное фирмами ARTEMIDE, DOMENICO NERI, ERC, FIVER — ROBOLIGHT, GEWISS, IGUZZINI, OSRAM, PRISMA ILLUMINAZIONE, SBP, TARGHETTI SANKEY, TECNOPALI. Монтаж выполнен объединением Лен-свет.

Главный принцип, положенный в основу при проектировании освещения собора, состоял в том, что свет должен быть не главным действующим фактором, а только средством для обозначения устремленных ввысь конструкций собора. Отсюда вытекала необходимость спроектировать свет так, чтобы осветительное оборудование не было слишком заметным, оставаясь эффективным. Проектом предусматривалось, что монументальный комплекс, состоящий из собора, колокольни и прилегающей зеленой зоны, будет снабжен таким осветительным оборудованием, которое бы выполнило следующие функции:

  • подчеркивало эстетический вид зданий;
  • обеспечивало удобство при перемещении;
  • обеспечивало безопасность.

Перед установкой нового осветительного оборудования наружное освещение ограничивалось участками трех входов в собор. Наличие зеленой зоны, двух каналов и низких городских построек ограничивает пространство, отделенное от улиц и городской архитектуры, изолирует памятники и делает их доступным для обозрения со многих точек. Все находится в некотором затенении, куда не проходит даже слабый свет от дорожного покрытия и близлежащих зданий. Это условие вызвало необходимость создания такого освещения зоны между храмом и тротуарами окружающих проспектов, которое бы не обслуживало непосредственно собор, хотя и считалось бы связанным с ним по утилитарным и эстетическим причинам.

Через зеленую зону собор, особенно его верхняя часть, виден из многих точек, кроме южного и юго-восточного направлений, откуда он закрыт другими зданиями.

Можно выделить несколько выгодных направлений обозрения собора. Северный фасад собора виден с улицы Глинки, на которой стоят Мариинский театр и Консерватория, с расстояния максимум 600 м, около Большой Морской улицы, и минимум 50 м, в непосредственной близости от входа в зеленую зону, вдоль проспекта Римско-го-Корсакова. На этом «городском» направлении необходимо было осветить детали собора, расположенные выше отметки 6—7 м, в частности архитравы большого верхнего яруса, люнеты над входами и пять позолоченных куполов. Большая часть светового потока была сконцентрирована на этих архитектурных элементах. Помимо всего прочего, это позволило выделить конструкции, имеющие большое символическое значение.

Другие направления можно назвать «местными», поскольку в этих случаях речь идет о возможности обзора с расстояний нескольких десятков метров. Под этими направлениями подразумевается обзор собора с пешеходных дорожек, предназначенных для входа в зеленую зону и для ее пересечения.

Как известно, в христианской архитектуре чем выше расположен элемент, тем больше его символическое значение. Так и в Никольском соборе: центральный купол символизирует Спасителя, а четыре боковых купола — евангелистов. В контексте этой интерпретации наибольшая освещенность (100 лк) обеспечена на центральном куполе, и на четырех малых куполах (80 лк).

Особое значение придается пластике барабана центрального купола, восьмигранная форма которого имеет большое символическое значение. Среди других элементов, выделенных освещением, находятся четыре люнета, которые увенчивают центральные части архитектурных фронтонов, символизирующих сошествие Святого Духа.

Освещение колокольни не производилось, так как в ней во время монтажа еще не были закончены реставрационные работы. Тем не менее, проект был составлен и для колокольни. При его разработке использовались те же принципы, что и при разработке проекта освещения собора, то есть увеличение освещенности по мере того, как взгляд наблюдателя скользит вверх по колокольной башне. Это проектное направление было еще больше усилено решением сделать башню своеобразным маяком города, подобно морскому маяку, чтобы подчеркнуть, что св. Николай был покровителем моряков.

Предполагается, что это решение найдет блестящее воплощение благодаря характеристикам самого здания, купол и шпиль которого полностью покрыты позолотой. При должной расстановке акцентов в освещении, у Санкт-Петербурга будет новый маяк, который будет указывать жителям города дорогу в ночи.

План участка с указанием средних уровней горизонтальной освещенности зеленой зоны. Эта зона имеет ограждение и предназначена для пешеходов. Она снабжена дорожками, засажена деревьями и кустарниками. Главная пешеходная дорожка, ведущая к собору, оборудована освещением, которое создает своеобразную обстановку (для этого были выбраны фонарные столбы «под старину» излитого чугуна), обеспечивает максимальную безопасность и помогает при ориентировании.

Все это было сделано без ущерба для внешнего вида собора и колокольни. Напротив, эти здания еще больше выделяются благодаря тому, что зеленая зона освещена меньше, но достаточно для достижения вышеупомянутых целей (15 лк вдоль дорожки и 25 лк в местах перехода в пешеходные тротуары).

Осветительное оборудование собора можно разделить на две части: одна часть состоит из прожекторов, установленных на восьми пятнадцатиметровых столбах; вторая часть оборудования установлена на самом здании собора. Восемь столбов установлены в зеленой зоне снаружи ограды из расчета один столб на один угол фасада.

Все использованное оборудование снабжено лампами с цветовой температурой 3000 К для освещения позолоченных элементов и 4000 К для освещения голубоватых и белых элементов (А, £ 85). Данный выбор позволяет наблюдателю получить наиболее реальное восприятие цветовой палитры собора.

Освещение различных частей собора в отдельности было выполнено следующим образом.

Центральный купол. Были использованы восемь парных прожекторов, установленных на крыше собора. Каждая пара располагается между двумя малыми куполами. Кроме того, в верхней части барабана каждого бокового купола перед главным куполом было установлено по дополнительному прожектору. Таким образом, для светового выделения центрального купола было использовано двенадцать прожекторов с углом излучения 15° с парабо-ло-сферической оптикой, установленных в линию стены, снабженных экранами с ориентируемыми закрылками и МГЛ мощностью 150 Вт с Гцв = 3000 К. Изоляция класса II, степень защиты IP 55. Корпуса прожекторов — из штампованного полимера, усиленного стекловолокном, с уровнем самогашения V0. Прожекторы устойчивы к атмосферным явлениям. Переднее стекло — закаленное с шелкотрафаретной печатью.

Барабан центрального купола. На каждую из восьми колонн, подчеркивающих восьмигранную форму барабана, установлено в линию стены по прожектору с узким пучком света (15°) с МГЛ мощностью 70 Вт, 7"цв = 4000 К.

Малые купола освещаются прожекторами, установленными как на самом соборе, так и на столбах. В частности, используются четыре прожектора, установленные у основания барабана центрального купола, каждый из которых освещает один малый купол, и два прожектора, установленные на пятнадцатиметровые столбы в зеленой зоне снаружи ограды. Были использованы те же прожекторы с узким пучком света (15°), что и для освещения центрального купола.

Барабаны малых куполов. Использовался тот же принцип, что и при освещении центрального купола. В этом случае основание было квадратным, и каждый угол подчеркивается парой колонн. На каждую пару было установлено по прожектору с МГЛ мощностью 70 Вт с Гцв = 4000 К.

Люнеты. В проеме каждого люнета в линию стены установлено по четыре прожектора с параболо-сферическими отражателями с ГЛ Н мощностью 50 Вт. Эти прожекторы изготовлены из алюминия методом литья под давлением, снабжены защитным стеклом и уплот-нительной прокладкой; изоляция класса II, степень защиты IP 66, приборы имеют знак качества ENEC.

Фасады. Использовались прожекторы с широким светораспределением с параболо-цилиндрическими отражателями, установленными на восемь пятнадцатиметровых столбов. Источник света — МГЛ мощностью 150 Вт. Каждый из четырех главных фасадов освещен тремя прожекторами, установленными на столбы. Из этих прожекторов один установлен на один столб, а два других установлены на другой столб и направлены так, чтобы световые пучки от прожекторов с разных столбов пересекались. Для освещения других фасадов устанавливалось по одному прожектору на столб. Все прожекторы имеют изоляцию класса I и степень защиты IP 65. Корпус прожектора изготовлен из алюминиевого сплава методом литья под давлением, покрыт эпоксид-но-полиэстеровым лаком.

Колокольня. Проектом архитектурного освещения предусматривается установка осветительного оборудования (прожекторов) на фонарных столбах высотой 10 м и частично в ярусах колокольни.

Купол и шпиль. Будут установлены четыре десятиметровых фонарных столба из расчета один столб на каждый угол на расстоянии 4-х метров от башни. Это будут прямые столбы со стальным коническим стволом. Прожекторы, используемые для освещения, будут аналогичны тем, которые применяются для светового выделения центрального купола собора: узкий световой пучок (15°), параболо-сфери-ческая оптика, МГЛ мощностью 150 Вт.

Входной проем и ярусы. Для освещения каждого яруса предполагается установить в линию стены пять прожекторов, а для освещения входного проема решено использовать шесть прожекторов. Прожекторы будут иметь алюминиевый корпус, выполненный методом литья под давлением, и рассеиватели из матового поликарбоната, степень защиты IP 65. Металлические элементы будут изготовлены из нержавеющей стали и покрыты лаком. Источник света — КЛЛ мощностью 10 Вт для освещения входного проема и 18 Вт в ярусах.

Зеленая зона. Главная дорожка к северному фасаду освещена прожекторами с МГЛ мощностью 70 Вт, установленными на 10 столбах высотой 3 м: четыре столба с тремя (два в начале и два в конце дорожки) и шесть столбов с двумя прожекторами (вдоль самой дорожки). Столбы орнаментального типа («под старину») изготовлены из чугуна. Все составляющие элементы одного столба объединены стальным стержнем, оцинкованным горячим способом. Прожекторы снабжены экранами. Рассеиватели изготовлены из матового стекла.

Дорожка, соединяющая собор с колокольней (западный фасад). Использовалось девять фонарных столбов высотой 4 м каждый с прожекторами с рефракционными экранами и МГЛ мощностью 100 Вт.

Дорожка, ведущая к восточному фасаду собора освещена такими же прожекторами, установленными на четырех фонарных столба высотой 3,5 м.

Спасибо за внимание.





Ссылки по теме:
Аэрозольная краска FEIDAL Sprayfix Spruehlack heizkorperlack
Единство стиля — не синоним однообразия!
Полы
Строительство домов из бруса
Выбираем способ погашения кредита
Информация о уклоне крыш
Окно — поэзия стеклянного пространства
Акриловые ванны
Экономия электричества наружного освещения
Профессионалу об объектных покрытиях
Деревянные окна для дома из бруса
А у нас в Арбате газ, а у Вас?
ТЗИ в мансардном строительстве
PENETRON — комплекс материалов для гидроизоляции
Бетонные полы
мастерок - все для настоящего мастера.

Луковичные
Надувная кровать в поездке, как средство экономия места в багаже
Бетонные полы
Ночь светла
Цены на аренду жилья не снизятся?
Как избежать засора? Чтобы спастись от позора: личный опыт
Он нас считает!
Шкаф-купе: основные понятия
Озеленение участка цветущими камнями
Нaливныe пoлы: виды, oпиcaниe, пpaвилa paбoты
Почему мы выбираем профиль VEKA?
«Акзо Нобель»: радость всех цветов радуги
Тепло и комфорт STIEBEL ELTRON
Биотуалет
Пластиковые окна КБЕ Эксперт
Современные кровельные материалы
Секреты выбора кресла
Подпольный бизнес банкиров
Выбор ворот
Плитка и статическое электричество
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей Daewoo
30% расходов на покупку жилья в помощь малообеспеченым
Радуга красок в интерьере
Виды паркетного пола
Молниезащита коттеджа. Не разрази тебя гром!
Тротуарная плитка в городском благоустройстве
Изготовление мебели под заказ
Экосистема и паркет
Дренажная система участка
Типы стекол
Ассоль, упавшая в камин
Утеплители для окон и дверей
Натяжные потолки прекрасно украсят ваш дом
FEIDAL Einphasen Elast Fassadenfarbe
Шкафы-купе в выигрышном свете!
Какие бывают окна
Фирма Honka: дома из бревен и бруса
Бассейны
Выбор кафельной плитки для ванной
Рынк земли баллансирует цены на недвижимость
Двулетники
Выбор модели ворот
Стеклянная мозаика
Автоматические системы полива и орошения
Тонкости производства стальной трубы
Элитные оружейные сейфы для коллекционеров
Битва за автономку.
Плюсы и минусы стальной системы Komandor для дверей шкафа купе
Готовимся к наружной покраске
Облицовка печей и каминов

Полезное:
потолок Основанный в далёком, пабы одессы

  Rambler's Top100


главная главная стены стены статьи статьи контакты контакты типы стекол типы стекол
2005—2011 © Мастер Ок